Что такое квотирование для инвалидов?

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Общее понятие квотирования

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 годуПод квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.

Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 годуНормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится: «Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 годуСтатья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 годуСтрогие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь. Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Должность Количество (чел.)
Директор 1
Главный бухгалтер 1
Бухгалтер 3
Менеджер 3
Рабочий 30
Всего 38

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90.

Расчет квоты

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 годуСледующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.

Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019-2020 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 годуНа предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.

Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике.

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 годуСледующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.

Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 годуВ порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.

Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 годуДеятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Последние изменения 

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Источник: http://lgoty-vsem.ru/lgoty/kvotirovanie-rabochih-mest-dlya-invalidov.html

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Квотирование рабочих мест для инвалидов обеспечивает гражданские права отдельных категорий населения по проблематике трудоустройства в РФ. Такая правовая гарантия позволяет людям с инвалидностью устраиваться в разноплановые компании. Последние обязаны предоставить обратившемуся к ним инвалиду место, даже если такового не было выделено ранее.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Благодаря действующей нормативной базе, ограниченные в возможностях из-за проблем со здоровьем люди могут облегчить себе поиск рабочих мест.

Нельзя сказать, что шансы на обретение налогооблагаемого заработка для таких лиц приравнены к возможностям здоровых претендентов. Причина кроется в элементарном несоблюдении буквы закона предприятиями-работодателями. Действующие акты позволяют добиваться обозначенной цели путем понуждения последних.

Содействуют гражданам в этом вопросе региональные центры занятости и департаменты труда, а также прокуратура. Все чаще привлекаемые к ответственности работодатели понимают специфику своих обязательств и начинают в самостоятельном режиме обеспечивать установленное законом квотирование.

То есть обеспечение местом работы граждан с инвалидностью, под которым подразумевается не просто вакантное выделение места. Немаловажной целью становится и психологическая адаптация таких работников с соблюдением выданных им реабилитационных рекомендаций, а также модернизация места под требующиеся им условия труда.

Общее понятие квотирования

Из-за разного количества штатных единиц, которые работают на предприятиях (в соответствии с расписанием и производственной необходимостью) применять конкретные цифровые обозначения по квотируемым местам невозможно. Используемая терминология подразумевает применение некого коэффициента, который можно рассчитать исходя из величины штата.

«Расчетный коэффициент находится в интервале от 2 до 4% (в качестве минимальной и максимальной границы). Брать за основу следует лишь среднесписочную численность трудоустроенных, а незапланированную по «штатке».

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

От чего зависит количество мест для инвалидов:

  1. Среднесписочный показатель.
  2. Применяемый в регионе процентный показатель.

Приём инвалидов вменен в обязательства, но руководители не должны целенаправленно искать подобных претендентов. Это значит, что заполнить подготовленные и рассчитанные квоты для трудоустройства инвалидов разрешено по факту обращения таких лиц. При отсутствии на момент обращения подходящих мест организация просто вынуждена подготовить и предоставить их.

Читайте также:  Как получить ортопедическую обувь для инвалидов?

Основным нормативным актом по этому вопросу выступает статья 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (последняя редакция произошла по ФЗ 11 в 2013 г.), действующая по всей территории страны. Регионы также наделяются полномочиями по введению дополнительных территориальных законов. Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.

Правила, рассматриваемые в любом законе о квотировании:

  1. Правовое регулирование.
  2. Экономическая база.
  3. Организационная основа.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Зависимость процента квоты на инвалидов от среднесписочной численности в организации:

  • при резерве от 100 человек выявляется 2-4 % от этого значения;
  • 35-100 персон — до 3 %.

Организации, которые подвергаются требованиям:

  • государственные/муниципальные;
  • частные.

Имеются лишь ограничения по предприятиям, чья деятельность основана на вредном для здоровья характере труда. Такие предприятия не вычеркиваются из списка. Для них предусмотрено лишь исключение из расчета того количества трудоустроенных, чья работа связана непосредственно с вредными факторами. То есть число мест будет высчитано с учетом оставшегося среднесписочного количества работников.

Полностью освобождаются от обязанности предоставлять места общества инвалидов, бюджет которых состоит из собственных вкладов членов организации.

В тексте нового законопроекта о квотировании, который создан по примеру проекта о налоге на профессиональный доход от 2018 года, для эксперимента выбраны респ. Саха и области: Воронежская, Орловская, Свердловская, Тверская.

Такой отбор объясняется средними долевым порогом работников с инвалидностью в общем объеме трудящихся по перечисленным регионам. Суть нововведений состоит в упрощении задач, поставленных перед работодателями за счет создания содействующих трудоустройству фондов.

Сюда предприятия смогут вносить денежные компенсации в счет мест, которые они были должны обеспечить и им не придется тратиться на адаптационные процедуры и менять свое штатное расписание.

На что предполагается тратить эти компенсационные начисления:

  • контроль профессионального обучения для поиска работы или на полученном месте;
  • совершенствование рабочих мест;
  • мотивация нанимателей превышать предельную квоту по принятию инвалидов;
  • разработка стажировок для граждан без опыта;
  • поддержание уровня занятости путем создания дистанционных и надомных видов работ.

Полномочия регионов

Наряду с имеющимся по этому вопросу федеральным законодательством, регионы также наделяются властью для принятия дополнительных нормативных актов. Здесь вступает в действие несколько иной перечень обязательств и штрафные санкции за их неисполнение.

Некоторые субъекты не желают пользоваться подобными полномочиями, поскольку на их небольшой территории имеется малое количество предприятий как таковых и отсутствует специфика по экологическим и прочим факторам, негативно влияющим на здоровье и увеличение процента граждан с инвалидностью.

Специфика применения разноуровневых законодательных актов заключается в том, что регион обязан в первую очередь опираться на принятый им самостоятельно регламент. При вынесении этой информации за пределы субъекта (при оспаривании вопросов в высших органах федерального значения) допускается применение и федеральной нормативной базы.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Что значит вакансия по квоте для инвалидов

Понятие о квотировании следует рассматривать с разных точек зрения. Здесь подразумевается формирование вакансии и непосредственное адаптирование рабочего места. Поскольку работодатель обязан действовать, отталкиваясь от конкретных реабилитационных рекомендаций таких граждан, то изначальное оборудование подобных мест в полной мере невозможно.

«Рекомендуется заранее закладывать в свое штатное расписание квотные единицы, а в бюджет статью расходов на выплату им зарплаты».

Вакансии по квоте для инвалидов

При постоянно открытой вакантной позиции и готовности принять на нее самостоятельно обратившегося или присланного от центра занятости претендента, работодатель исполняет букву закона. Частота информирования определяется федеральными и территориальными властными органами. Это ежемесячная передача сведений в центр занятости и поквартальная в департамент труда.

Где располагается информация о наличии вакантных мест:

  • на бирже труда;
  • на сайте бюро по МСЭ.

Предполагаемый работник вправе встать на учет в центр занятости, предоставив утвержденный пакет документов: паспорт, диплом, справка по форме биржи о доходе за 3 месяца с последнего места, трудовая книжка, СНИЛС, свидетельство о браке и, обязательно, документация по инвалидности. Это позволит не просто дать заявителю информацию о наличии мест, но и найти работу при участии государственного органа и с учетом его квалификации, профессиональных навыков. На период поиска биржа труда будет выплачивать полагающееся пособие по безработице.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов

Работодатели имеют возможность не только прочитать о своих обязательствах в законе, но требовать информационного сопровождения по вопросу квотирования и организации рабочих мест от действующих в регионе госучреждений. Законный регламент достигается совместными усилиями.

Порядок действий работодателя:

  1. Ознакомление с присланным от центра занятости письмом об установлении квоты и необходимости создать новые квотированные места для инвалидов.
  2. Реализация требований в рамках месячной отсрочки. Поскольку каждый месяц имеется обязанность по информированию о ситуации на предприятии, то работодатель фактически предоставит в центр отчет о наличии квотных мест и их готовности.
  3. Дальше работодатель помесячно предоставляет отчетность об исполнении обязательств, даже если вся квота для инвалидов на рабочие места будет прикрыта взятыми на работу гражданами.

Для трудоустройства инвалиды предоставляют индивидуальную восстановительную программу с рекомендациями. При том не выявляется никакой зависимости относительно характера заболевания, категории инвалидности и устанавливаемой по норме квоте.

Как рассчитать квоту для инвалидов

Посчитать квоту на предприятии обязано ответственное лицо, назначаемое работодателем. Обычно это персонал отдела кадров, реже бухгалтерии. Иногда этой обязанностью занимаются, к примеру, документоведы. Центр занятости лишь присылает уведомление о необходимой реализации норм закона (федерального или действующего по региону). Самим вычислением придется заниматься на месте.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Пример: на предприятии по штатному расписанию числится 103 единицы, а среднесписочная численность 92 единицы, поэтому по ФЗ 181 работодатель обязан предоставить квоту в трехпроцентном выражении.

Следует учесть, что взятый трехпроцентный показатель вовсе не обязателен, так как закон утверждает его в качестве максимальной границы. По факту он разрешен в меньшем выражении. Для определения среднесписочной численности работников следует использовать кадровую Инструкцию от 93 года под номером № 17-10-0370 — глава 3.

Штраф за невыполнение квоты по инвалидам 2019 года

КоАП России в статье 5.42. утверждает размер штрафов при нарушении прав инвалидов по вопросу трудоустройства:

  • безосновательный отказ в регистрировании инвалида в качестве претендующего на трудоустройство — от 5-ти до 10-ти тысяч руб. в отношении должностных лиц;
  • за невыполнение требований по резервированию квотных позиций, а также за отказ в приеме при установленной квоте — тот же размер.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Заключение

Квоту для приема на работу инвалидов следует считать исполненной в конкретной компании, если все забронированные места заняты трудоустроенными гражданами с инвалидностью. Работодателей ждет административная ответственность за попирание закона, а именно за неинформирование или несвоевременное доставление сведений в госучреждения, неправомерный отказ в приеме на работу.

«Одним из аспектов в действиях работодателя выступает информационная открытость во избежание формирования мнения о дискриминации инвалидов на предприятии. Это интересно не только желающим трудоустроиться гражданам, но и надзорным органам».

Источник: https://ProInvalid.ru/trudoustrojstvo/kvotirovanie-rabochih-mest-dlya-invalidov

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов в 2019 году: основные положения, как рассчитать размер квоты

Право инвалидов на трудоустройство регулируется целым рядом нормативно-правовых документов. Руководство организаций с числом работников от 35 человек должно образовывать специальные должности для людей с ограниченными возможностями. Размер квот зависит от специфики предприятия.

Закон о квотировании: регламенты, участники, основные субъекты

Защита прав инвалидов на трудоустройство проводится на всех уровнях власти: от федерального до муниципального, и регулируется специальными актами.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Федеральный уровень: схема работы квотирования

Основными законами, которые защищают права инвалидов при трудоустройстве, являются:

  • 181-ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ»;
  • 1031-1 «О занятости населения».

На предприятиях обязательно должны быть выделены места для трудовой занятости инвалидов – так называемые квоты. Это сделано для того, чтобы не допустить дискриминации по признаку здоровья при рассмотрении кандидатур соискателей.

Квотирование рабочих мест для инвалидов производится в такой пропорции:

  • 2-4% от штатного списка в фирмах и организациях, где официально устроено более 100 человек;
  • До 3% – в компаниях, где трудится 35-100 человек.

В фирмах с меньшей численностью квоты предоставляются по желанию работодателя: это не может быть вменено в обязанность. Соответственно, и отчитываться им о выделении и оборудовании таких мест нет необходимости.

При расчете квоты в штатный список не включаются те сотрудники, которые задействованы на специфических условиях труда. Предприятия, где все рабочие места относятся к вредному либо опасному производству, тоже могут не выделять никаких вакансий.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

От квотирования освобождаются:

  • Объединения инвалидов;
  • Предприятия, чей уставной капитал сформирован инвалидами.

В чем заключается региональная специфика квотирования

Региональные власти должны непосредственно исполнять требования федерального законодательства и контролировать исполнение работодателями своих обязанностей по предоставлению социальных гарантий людям с ограниченными возможностями здоровья.

Местные власти имеют право:

  • Увеличить объем квот или снизить его до минимума;
  • Исполнить предусмотренные квоты.

В полномочия региональных органов власти входят и следующие действия:

  • Организация перепрофилирования для инвалидов (обучение их новым профессиям);
  • Предоставление льгот для инвалидов-предпринимателей и вовлечение их в предпринимательскую деятельность;
  • Поддержка предприятий, трудоустраивающих инвалидов в пропорции, больше, чем предусмотрено нормативами.

В большинстве субъектов РФ нормы местного законодательства предусматривают установление такого же количества квотированных мест, как и на федеральном уровне. При этом в некоторых из них, например, в Ставрополье и в Ульяновской области за норму принята верхняя граница квоты.

Читайте также:  Какие положены льготы по инвалидности?

В Москве и Санкт-Петербурге установлены свои требования, которые в целом не выходят за общероссийские рамки.

В Нижнем Новгороде, к примеру, норма мест для инвалидов снижена до 2% (т.е. до минимального установленного порога), но при этом работодатель обязан выделить 1% от общего числа мест для других льготников – детей-сирот и несовершеннолетних детей, попавших в сложное финансовое положение.

Процедура трудоустройства инвалида

Работодатель не должен заниматься самостоятельным поиском работника-инвалида, но если тот обратится – должен принять его на работу (конечно, если сотрудник соответствует предъявляемым квалификационным требованиям). При этом на предприятии должны быть созданы все условия для осуществления таким сотрудником своих профессиональных обязанностей.

Для предприятия

В целом процедура квотирования «инвалидных» рабочих мест выглядит так:

  1. Работодатель разрабатывает положения и приказы в соответствии со спецификой своего предприятия (учитывается численность штата и вредность производства);
  2. Акты подписываются и издаются;
  3. Сведения о квотах поступают в местный Центр занятости населения (ЦЗН);
  4. Производится наем на работу инвалида;
  5. Для полноценного осуществления труда новому специалисту выделяются все необходимые материалы и инструменты;
  6. Направляется отчет в контролирующие органы о выполнении требований по оборудованию мест и предоставлению должностей для сотрудников со ограниченными возможностями здоровья.

При крайней необходимости ответственный сотрудник должен создать подходящее рабочее место для инвалида, оборудовав его всем необходимым с учетом специфики заболевания специалиста. Если даже инвалид пока не принят на работу, вакансия всё равно должна быть предоставлена.

К числу документов, которые необходимо создать на предприятии, относятся «Положение о квотировании» и Приказ о выделении вакансий.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

В Положении указываются:

  • Число выделенных квот;
  • Категории граждан, принимаемых по ним (инвалиды, дети-сироты, иностранцы и т.д.);
  • Какие мероприятия должны быть проведены для обеспечения выполнения Положения;
  • Порядок оформления на работу специалиста с инвалидностью;
  • Ответственное лицо за выполнение всех условий.

В Приказе о выделении вакансий указываются конкретные данные:

  • Должность, которая будет предоставлена инвалиду;
  • Порядок исполнения им своих трудовых обязанностей (в т.ч. режим работы);
  • Ответственное за исполнение приказа лицо.

Решение о выделении новых льготных мест принимается на основе штатной численности. Если на предприятии трудится 35 человек, то для инвалида должно быть выделено хотя бы одного рабочее место.

В целом формула, чтобы рассчитать число квотируемых мест, выглядит так:

  • (общее число работников – сотрудники, занятые на вредном производстве) * норма квотирования, определенная законом

Например, на заводе трудится 200 человек, 50 из которых работают в опасных и сложных условиях. При квоте в 2% работодатель должен зарезервировать (200 – 50) * 2% = 3 рабочих места для инвалидов.

Если в итоге после вычислений получается дробное значение, то используется стандартное правило округления: при значении до 0,5 – в меньшую сторону, при 0,5 и более – в большую.

Для соискателя

Возможность устроиться по квоте есть только у инвалида 3 группы, который имеет статус трудоспособного (т.е. не обладает заболеванием, делающим осуществление любой трудовой деятельности невозможным).

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Порядок действий таков:

  1. Соискатель обращается в Центр занятости со всеми имеющимися документами на руках, подтверждающими его статус инвалида, а также наличие необходимого образования и минимального опыта работы;
  2. Специалисты Центра подыскивают вакансии из числа предлагаемых работодателями по квоте и направляют соискателя по одному из мест;
  3. Кандидат пребывает к работодателю, проходит собеседование;
  4. В случае решения в пользу инвалида производится официальное трудоустройство.

Само по себе наличие инвалидности не гарантирует, что соискатель будет устроен на работу. Он должен соответствовать заявленным требованиям и обладать достаточной квалификацией.

По инициативе работодателя, ЦЗН либо по собственному желанию будущий сотрудник может пройти переквалификацию, чтобы занять желаемую должность. Порядок перепрофилирования прописывается в Центре, чаще всего это бесплатные 1-2-недельные курсы, по окончании которых выдается сертификат или диплом.

Оформление на работу производится по стандартной процедуре:

  1. Подписывается трудовой договор;
  2. Работник знакомится с внутренними документами, техникой безопасности и должностной инструкцией, а затем выходит на работу.

В самом договоре или приложении к нему может быть оговорен особый режим труда, к примеру, увеличенная продолжительность обеда или возможность какие-то часы работать удаленно.

Важно! При приеме на должность на инвалидов не должна быть возложена обязанность по прохождению стажировки или отработки испытательного срока.

При желании работодатель может превысить квоты по найму инвалидов, если соискатель соответствует всем требованиям.

Куда и в какие сроки предоставляется отчетность

Закон «О занятости» устанавливает обязанность работодателя подавать в отделение Минтруда – местный ЦЗН – отчет, в котором отображается:

  • Количество свободных вакансий в общем;
  • Число квотированных мест для льготников – инвалидов, детей и других категорий;
  • Количество устроенных инвалидов;
  • Меры, предпринятые для выполнения требований законодательства об инвалидах (например, о создании специально оборудованного места для работы).

Аналогичный отчет необходимо предоставлять и в органы статистики.

От данной обязанности освобождены малые предприятия и ИП.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Как проходит проверка

Надзорным органом, контролирующим на местах соблюдение норм «инвалидного» законодательства, является Министерство труда. Основным документом, регламентирующим порядок и продолжительность проверки организаций, является приказ ведомства №181н 2013 года.

В нем указано, что имеется два вида проверок:

  1. Плановые, которые проводятся по заранее согласованному плану;
  2. Внеплановые, например, спровоцированные обращениями граждан.

Проверки проводятся в двух форматах:

  • Выездные с контролем на месте;
  • Документарные с проверкой подаваемых отчетов.

Стандартный срок «документарки» – 15 дней, а выездной проверки – 10 (в исключительных случаях – 15), но на деле всё происходит гораздо быстрее, обычно в течение суток (но всё зависит от размера компании). Приостановления проверки не предусмотрено.

Наиболее эффективной оказывается плановая выездная проверка. Она осуществляется по таком алгоритму:

  1. Центр занятости населения формирует график проверки предприятий;
  2. В назначенную дату издается приказ о контроле конкретной организации;
  3. Инспектор прибывает по адресу фактического расположения компании, предъявляет служебное удостоверение и вручает ответственному лицу копию приказа;
  4. В ходе проверки специалист знакомится с документацией, проверяет, правильно ли произведен расчет квот, а также организацию рабочих «инвалидных» мест, соответствие занимаемых должностей, фактическое наличие работника на своем месте и т.д.;
  5. По мере прохождения проверки формируется акт в двух экземплярах, в котором фиксируются нарушения;
  6. По окончании проверки оба акта подписываются руководителем и проверяющим, затем экземпляры разделяются.

При наличии нарушений руководителю выписывается предписание по их устранению. В нем оговорен разумный срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. Затем руководитель организации составляет специальный акт об устранении недочетов и направляет его в Центр занятости.

Ответственность и штрафы за нарушения

Если руководитель не устранил нарушения, вмененные контролирующей организацией, либо отказывает инвалиду в устройстве на работу при наличии квотируемых мест и соответствии образования соискателя заявленным требованиям, то в отношении него применяются меры административного воздействия, а именно – штраф от 5 до 10 тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

В случае нарушения сроков предоставления отчетности штраф будет такой:

  • 10-20 тысяч рублей для должного лица;
  • 20-70 тысяч для самой организации (юрлица).

При повторном нарушении штрафы удваиваются.

Местные органы власти могут ужесточить эти санкции, так как выплаты по данным штрафам поступают в региональный бюджет. Поэтому имеется смысл выполнить все требования.

Работодателя контролирующие органы могут привлечь к ответственности и за то, что:

  • На предприятии не создано подходящих рабочих мест;
  • Отсутствует нормативная база;
  • «Инвалидные» места созданы чисто на бумаге без реального выделения квот.

Процент квот определяется в зависимости от размера компании и особенностей ее функционирования.

Инвалиды обычно направляются на потенциальное место работы через местный ЦЗН. При этом должностное лицо должно регулярно направлять в контролирующие организации отчеты об исполнении нормативных требований и количестве принятых на работу инвалидов. За отсутствие квот и документов или срыв сроков сдачи отчета предусмотрен штраф.

Источник: https://invalid.expert/kvotirovanie-rabochih-mest/

Проект изменений с 1 января 2019 — цена отказа в трудоустройстве инвалида и квотировании мест

Когда предприниматель создает свой бизнес, он меньше всего задумывается о последствиях роста своего проекта. Он желает этого, он представляет масштабы бизнеса, территориальные охваты, звонкость бренда, количество работающих на него людей и главное – прибыль, которая будет увеличиваться.

Но не все знают, что как только бизнес становится больше, чем определенные показатели, он привлекает к себе внимание конкурентов, налоговых и контролирующих органов, определенных контрагентов.

Но еще меньше предпринимателей знает об обязанности трудоустройства инвалидов, в связи с чем привлечение их к административной ответственности становится новостью.

Обязанность работодателя в создании, выделении рабочих мест для инвалидов предусмотрена Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также региональными законами.

Согласно ст. 20 Закона № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, а также резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.

Читайте также:  Какие права ребенка инвалида?

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Если компания не создаст таковые рабочие места в соответствии с квотой, откажет инвалиду в приеме на работу, компанию могут привлечь к административной ответственности, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей согласно ст. 5.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Но это ответственность на федеральном уровне. Региональным законодательством предусмотрены дополнительные, самостоятельные штрафы.

По данным пояснительной записки к законопроекту, по итогам 2016 года в Российской Федерации проведено 2 294 проверки за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе 57 — внеплановых.

По результатам проведения проверок выявлены нарушения в отношении 615 работодателей, наложено 399 административных штрафов на общую сумму 2 357 тыс. рублей.

В 2015 году проведено 2 585 проверок за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе 125 — внеплановых (4,8%). Выявлены нарушения в отношении 786 работодателей, наложен 341 административный штраф на общую сумму почти 2 510 тыс. рублей.

Следует отметить, что более чем в 50 субъектах Российской Федерации отмечается снижение количества проведенных проверок за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в 2016 году по сравнению с 2015 годом.

Большинство (68,1%) от общей суммы административных штрафов, наложенных по результатам проведения проверок в 2016 году, приходится на два субъекта Российской Федерации: город Москву (1 490 тыс. рублей) и Кабардино-Балкарскую Республику (почти 115 тыс. рублей). Для остальных 83 субъектов Российской Федерации средняя сумма наложенных штрафов составляет 16,7 тыс. рублей на каждый субъект Российской Федерации.

Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов», в случае принятия соответствующих законов, их реализация позволит к 2020 году увеличить количество рабочих мест, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в 2,5 раза (до 800 тыс. мест) по сравнению с 2016 годом (338,7 тыс. мест).

Согласно данному проекту предлагается путем внесения изменения в статью 356 Трудового кодекса наделить федеральную инспекцию труда полномочием по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законопроект предусматривает поправки в Закон РФ от 19.04. 1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которым невыполнение квоты для приема на работу инвалидов является основанием для недопуска работодателя к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также к праву привлечения иностранных работников в установленном порядке.

При этом в случае не заполнения рабочего места, предусмотренного квотой для приема на работу инвалидов, работниками из числа инвалидов работодатели вносят компенсационную выплату за каждого нетрудоустроенного инвалида в размере не меньше 7 800 рублей за один месяц.

Ранее не было предусмотрено таковых ежемесячных отчислений в виде платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в размере не менее 7 800 руб.

Соответственно, компании, штат которых составляет 35 и более человек, и не имеют возможности создать необходимое рабочее место, требуемое в соответствии с законодательством, должны будут ежемесячно нести затраты в размере 7 800 руб. в качестве компенсационной выплаты.

Также законопроект предусматривает поправки, согласно которым Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на поддержку мер по организации трудоустройства инвалидов, обратившихся в органы занятости населения в целях трудоустройства (в том числе признанных в установленном порядке безработными) включая поддержку открытия собственного дела (в том числе самозанятости), финансовую поддержку работодателей, трудоустраивающих инвалидов сверх установленной квоты.

Вместе с тем устанавливается не обязанность, а право органа государственной власти по разработке таковых дополнительных мероприятий. Не установлены сроки, критерии и какие-либо конкретные действия для выполнения поддержки мер по организации трудоустройства.

Действительная их разработка, а также реализация и эффективность со стороны органов государственной власти проявятся только со временем. Безусловно, на это необходимо время. Но отсутствие конкретных сведений может привести к отсутствию программ.

Другой законопроект, который находится также на стадии его публичного обсуждения, вносит поправки в КоАП РФ, которые серьезно должны повысить штрафы для должностных лиц с 5-10 тыс. рублей, как это установлено сегодня ст. 5. 42 КоАП РФ, до 10-50 тыс. рублей, а также ввести дополнительные штрафы для компаний за нарушение правил квотирования инвалидов, и установлены они будут в размере до 500 тыс. рублей, если иные поправки не будут внесены в данный законопроект.

Если перевести в реальный финансовый эквивалент данные штрафы и необходимые финансовые затраты на реализацию задач, поставленных органами государственной власти перед бизнесом, во избежание привлечения к административной ответственности, то компании поставлены в некую безвыходную ситуацию, выход из которой законодателем предлагается путем увеличения финансовых издержек компании в обоих случаях. Бизнес уже сегодня начинает искать различные пути решений из той ситуации, в которую, как он считает, его ставят. Одной из жалоб предпринимателей является непонимание, почему за счет средств частного бизнеса государственные органы предпринимают попытки решения своих задач и обязанностей за счет частных денег и проектов, возлагая на них свое бремя без согласия предпринимателей.

Одна из любимых фраз врачей звучит так: «нет людей здоровых, есть люди не дообследованные». В связи с чем первая зона, в которой предприниматели начали уже сегодня искать решение – это достаточно широкий список заболеваний, который позволяет получить степень инвалидности тому, кто этого хочет.

Некоторые компании намерены обеспечить обследование своим сотрудникам, и в дальнейшем предложить им соответствующее оформление, если это будет возможно в связи с выявленным заболеванием.

Таким образом компания проведет обследование сотрудников (например, в рамках мотивационной политики о заботе или в рамках оздоровления сотрудников), закроет зону риска, сохранит сотрудника и поможет ему в получении льгот.

Компании, которые имеют не очень большие штаты, но уже подпадающие под требования законодательства на квотирование мест, могут выйти на иной уровень управления бизнесом.

Бизнес – это не компания. Бизнес – это организм, который может состоять из одной компании, внутри которой есть различные отделы и структуры, а может подразделяться на головную компанию и дочерние предприятия.

Так, бизнес можно построить по принципу создания холдинговых структур для своего проекта, делая из полноценных отделов существующей компании самостоятельные организации, штат которых будет составлять менее 35 человек. Каждая из новообразованных компаний может иметь 100% участие в ней головной компании, они могут иметь совместное участие друг в друге, не нарушая требования корпоративного законодательства.

Таким образом, объединение новообразованных компаний из бывших отделов в холдинг или группу позволит решать бизнес-задачи в ранее заданном режиме, но оптимизировать процесс. Пока это пробел в новых законопроектах. Но потребуется внимание к построению сделок и налогообложению на этапе запуска холдинга.

Еще одним решением будет являться перевод бизнеса на работу по схеме франчайзинга, если проект работает по принципу сети.

Одним из важных аспектов новых законопроектов является недопуск компании к участию в тендерах и государственных закупках ввиду несоблюдения требований по трудоустройству инвалидов. Однако применение данных механизмов не нарушает требование будущего закона.

Для предпринимателя останется лишь рассчитать, отвечает ли его новая холдинговая структура или одна из компаний данной группы требованиям тендера по количеству штатных единиц для соответствия заявленным условиям конкурса..

Искренне хочется видеть смысл данных законопроектов в обеспечении мотивационной платформы для трудоустройства лиц, имеющих инвалидность.

Однако в предложенной редакции данные законопроекты используют не путь поощрения или предоставления дополнительных возможностей бизнесу, а путь прямых запретов на участие в тендерах, ежемесячных платежей компенсационных выплат и штрафов, исчисляемых в сотнях тысячах рублей. В настоящее время законопроекты находятся в стадии публичного обсуждения.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ad5ff3c0422b4d2fa804e3b/5b83052807c39900ab83da41

Ссылка на основную публикацию