Как осуществлять социальную работу с сиротами?

Основ­ное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключа­ется в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

В рамках президентской программы «Дети России» су­ществует целевая программа «Дети-сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки де­тей, лишившихся попечения родителей, к самостоятель­ной жизни в современной социально-экономической обста­новке.

Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей, возлагается на органы опеки и попечи­тельства, которыми являются органы местного самоуправ­ления. Их деятельность регламентируется следующими документами:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка (1989 г.);
  • Конституцией Российской Федерации;
  • Гражданским кодексом РФ (ст. 34, 35, 39);
  • Семейным кодексом РФ (ст.121 – 125 и др.);
  • Жилищным кодексом РСФСР (ст. 53, 60, 62);
  • федеральным законом РФ от 04.12.96 «Принципы, содержание и меры государ­ственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет»;
  • другими правовыми актами.

В ней отражены различные формы устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреж­дений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

На органы опеки и попечительства возлагаются обязан­ности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и об­разования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью, а при отсутствии такой возможности – в соответствующие уч­реждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попе­чения родителей.

Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Усыновление (удочерение) ребенка – это государствен­ный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по за­кону существуют между родителями и детьми. Усыновлен­ные дети утрачивают личные неимущественные и имуще­ственные права и обязанности по отношению к своим ро­дителям (родственникам).

Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно ст. 127 СК РФ, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоро­вья и т.д.).

Разница в возрасте между усыновителем и усы­новленным должна быть не менее 16 лет, однако по причи­нам, признанными судом уважительными, она может быть сокращена.

Для усыновления ребенка, достигшего возрас­та 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом.

Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в «Положении о порядке передачи детей», утвержденным Постановлени­ем Правительства РФ 15.09.95 г. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка.

Разглашение тайны усынов­ления – уголовное преступление. Уголов­ным преступлением также является незаконное усыновле­ние.

Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети более старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска. В по­следнее время отмечается рост числа усыновлений иност­ранными гражданами.

Приступая к работе по усыновлению, социальный ра­ботник должен получить полную информацию по следую­щим вопросам:

  1. готов ли ребенок психологически и соци­ально к усыновлению;
  2. усыновляется ли он законным пу­тем;
  3. дано ли согласие кровных родителей (когда это необходимо) и ребенком на усыновле­ние сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны;
  4. в случае с международным усыновлением – дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка;
  5. суще­ствует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.
Читайте также:  Сколько платят за опекунство над инвалидом?

Кроме того, необходимо уделить внимание и подготов­ке усыновителей:

  1. тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения;
  2. следует определенно знать, отве­чает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию;
  3. помочь усыновителям сосредоточиться преимуществен­но на нуждах ребенка, нежели на своих собственных.

Кро­ме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адапта­ционный период, длительность которого зависит от инди­видуальных свойств ребенка и его усыновителей (возраста, состояния здоровья, характерологических особенностей); от подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а роди­телей – к особенностям детей. И, нако­нец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребен­ка в случае возможного неудачного усыновления.

Опека (попечительство) – форма устройства детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, на­ходящиеся под попечением, не вправе совершать самосто­ятельно.

Обязанности по опеке (попечи­тельству) исполняются безвозмездно. На содержание ре­бенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в размерах, установленных Правительством РФ.

Опе­кун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоро­вье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно.

Однако он не имеет права препятствовать об­щению ребенка с его родными и близкими.

Закон предусмат­ривает защиту детей от возможных злоупотреблений со сто­роны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении иму­ществом подопечного. Государ­ство должно осуществлять постоянный надзор за условия­ми жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.

Приемная семья – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и при­емными родителями о передаче ребенка на воспи­тание супругам или отдельным гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью на срок, установлен­ный договором.

Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой се­мье должно быть не более 8 детей. Приемные родители вы­полняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми.

Государ­ство и органы местного самоуправления выделяют денеж­ные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством.

Органы опеки и попечительства обя­заны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять конт­роль за выполнением возложенных на приемных родите­лей обязанностей по содержанию, воспитанию и образова­нию детей.

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усы­новлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребен­ка.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

К учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:

  • образовательные учреждения, в которых содержатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попече­ния родителей;
  • учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, со­циально-реабилитационные центры помощи детям, остав­шимся без попечения родителей, социальные приюты);
  • уч­реждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреж­дения, создаваемые в установленном законом порядке.
Читайте также:  Как получить пособие на усыновленного?

Дети в возрасте до 3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специ­ализированные интернаты для детей с физическими и ум­ственными недостатками, закрытые интернаты для детей и подростков. В России каждый пятый детский дом – это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.

Несмотря на то, что в данной области происходят за­метные позитивные изменения, проблема формирования личности ребен­ка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной.

Ли­шение материнской заботы ведет к задержке развития ре­бенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка – дошкольный детский дом – детский дом для детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье.

Дети, воспитыва­ющиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети живут и учатся в одном и том же месте.

Эта изолированность детских домов, усиливает зависи­мость детей от учреждения и не способствует формирова­нию навыков самостоятельной жизни.

Нередко выпускни­ки интернатных учреждений не имеют элементарных бы­товых навыков: приготовить пищу, купить что-либо, организовать свободное время и т.д. Поэтому для улучшения работы детских домов необходимо:

  1. привести их в соответствие с нормативами для оп­ределенного количества детей;
  2. создать социальное и эмоцио­нальное окружение, близкое к семейному;
  3. организовать небольшие группы семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными «семьями»;
  4. проявить внимание к психоэмоциональным нуждам ребенка;
  5. предельно ограничить переход детей из одного детского дома в другой по возрасту;
  6. не разделять братьев и сестер по разным учреждениям;
  7. укреплять связи между детьми и их родителями;
  8. развивать у детей умения бытовых и об­щественных навыков, необходимых в будущей самостоя­тельной жизни.

Не менее важно решать вопросы прожива­ния и трудоустройства будущих выпускников.

Сиротство – это перманентная социальная проблема. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух на­правлениях: профилактика социального сиротства (эффек­тивная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Источник: http://libraryno.ru/3-6-2-social-naya-rabota-s-det-mi-sirotami-i-det-mi-ostavshimisya-bez-popecheniya-roditeley-tehn_soc_rab/

Организация социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в гау ао «благовещенский детский дом»

Автором был проведен экспертный опрос на базе ГАУ АО «Благовещенский детский дом» в г. Благовещенске Амурской области. Анализ полученных данных, позволил сформулировать следующие основные выводы:

По мнению экспертов, проблема сиротства является актуальной для города Благовещенска Амурской области (100%).

Основными причинами, приводящими к социальному сиротству, с точки зрения экспертов, являются добровольный отказ родителей от ребенка (25%), отказ от опеки или попечительства родственников над детьми (35%), неблагополучные семьи (40%).

Поэтому, по мнению экспертов, основной социальной проблемой воспитанников является замкнутость, так как дети чувствуют себя брошенными и никому не нужными (55%).

Также немало важной причиной является утрата социально-бытовых навыков (они не могут самостоятельно следить за своим внешним видом и заниматься уборкой своих вещей и др.) (10%); иждивенческий настрой, т.к. привычка получать готовую пищу, чистую выглаженную одежду и постельные принадлежности, необходимые бытовые предметы у них вырабатывалась годами) (25%); утрата представления о семье (Воспитанники  в будущем не видят себя как родителей и, как они будут воспитывать собственных) (10%), проблемы в общении со сверстниками (100%).

Причины этих обозначенных проблем в общении в следующем: в нежелании поддерживать общение с кем-либо (15%) и агрессии (50%).

Читайте также:  Чем отличаются приемная семья и опека?

Тяжёлым негативным явлением на фоне большого количества социально-психологических проблем у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдают скрытую депрессию (сниженный фон настроения, негативная оценка себя) (75%).

В целях преодоления отмеченных специалистами нежелательных психологических и социальных проявлений с детьми, попавшими в ГАУ АО «Благовещенский детский дом», с ними проводится, в обязательном порядке, ряд мероприятий, главным критерием при выборе которых является ориентация на интерес ребенка (45%), а также формирование чувства доброты (30%) и ответственности (25%).

Некоторые эксперты на вопрос осуществления вывоза детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на турбазы, в детские лагеря целесообразность которых определяется целями данных мероприятий 65%), направленными на привитие здорового образа жизни (50%), формирование у воспитанников активной жизненной позиции (25%) и понимание ответственности за свои поступки (25%).

Также большое внимание в ГАУ АО «Благовещенский детский дом» уделяется организации бытовых аспектов жизни и деятельности воспитанников. По мнению экспертов, в учреждении имеется все необходимое для проживания воспитанников (100%).

Не менее важным направлением, по мнению респондентов, в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей является оздоровительное направление (45%), в наименьшей степени это учебно-познавательное (35%), эстетическое (10%), эколого-просветительское (10%).

Все, выше перечисленные направления мероприятий проводятся регулярно и дети с удовольствием в них принимают участие.

По ответам экспертов, можно сказать, что одни довольно часто используют новые методы, приемы и технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (55%), другие не используют вовсе (35%) и также были и те, которые используют довольно часто (10%).

Таким образом, основными задачами организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в ГАУ АО «Благовещенский детский дом», специалисты видят в социализации (50%), которая реализуется социальными работниками учреждения, направлена на оказание детям-сиротам помощи в преодолении трудностей социального становления и реализуется через создание благоприятных условий для их включения в систему социальных отношений, принятия социальных ценностей и постинтернатной интеграции в общество. В равной степени экспертами используются адаптация (25%) и реабилитация (25%).

По мнению экспертов, в рамках их учреждения наиболее востребована такая форма семейного устройства, как опека (попечительство) (55%). Подопечные и воспитанники приемной семьи сохраняют статус детей-сирот или детей, лишенных родительского попечения.

Опека устанавливается решением ООП по месту нахождения ребенка. Опека и приемная семья прекращаются автоматически в момент достижения ребенком 18 лет. До 14-летия ребенка опекуны или приемные родители не вправе изменить фамилию, имя, отчество, дату и место рождения воспитанника.

В отношении опеки или приемной семьи тайны нет. Биологические родители вправе навещать ребенка, ребенок может быть усыновлен третьими лицами либо возвращен родителям. Контроль со стороны органов опеки – в течение всего срока действия опеки или приемной семьи.

Менее востребованы следующие формы семейного устройства – усыновление (25%) и гостевой режим (15%).

В целом, обобщая материал исследования, приходим к следующим выводам:

  1. Проблема сиротства в городе Благовещенск остаётся актуальной на сегодняшний день;
  2. Основные причины, приводящие к социальному сиротству это добровольный отказ родителей от ребенка, неблагополучные семьи, отказ от опеки или попечительства родственников над детьми;
  3. Также были выявлены основные социальные проблемы воспитанников: нежелание некоторых детей заниматься творческой деятельностью, трудности в общении, иждивенческий настрой и так далее;
  4. Организация социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГАУ АО «Благовещенский детский дом» осуществляется в виде основных направлений и мероприятий, в которых с удовольствием принимают участие воспитанники.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xi/65959

Ссылка на основную публикацию